КРЫМ С ПРЕЗИДЕНТОМ!

Новости

Вопросы совершенствования системы высшего образования обсудили на Ученом совете Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма»

25 сентября 2025 года состоялось заседание Ученого совета Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма». Ректор Университета Валерий Анатольевич Горенкин рассказал членам Ученого совета о новой модели высшего образования – основных принципах ее работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики региона.

Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что есть новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом на принципиальном уровне было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий.

С этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.

Членам Ученого совета Университета была представлена презентация Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова, а также зачитано его обращение к педагогическим коллективам образовательных организаций высшего образования.

Глава профильного министерства в своем обращении к собравшимся подчеркнул, что новая модель это не революционный, а эволюционный шаг.

«Успешность перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно четко определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково понимали все - от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», - сказал министр.

Валерий Фальков добавил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более четко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.

В.А. Горенкин в свою очередь отметил, что вузы культуры и искусства, неуклонно следуя академическим традициям непрерывного формирования профессиональных компетенций у обучающихся, первыми ратуют за переход на новую модель высшего образования, ведь увеличение доли практико-ориентированной подготовки в процессе обучения является непременным условием подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов для театральных и концертных организаций, системы дополнительного профессионального образования в сфере искусств.

Также ректор добавил, что профессиональное образовательное сообщество с нетерпением ожидает  обновления образовательных стандартов, где будут соблюдены основные принципы преемственности общего, среднего профессионального и высшего образования. Немаловажным является и тот факт, что обновление структуры федеральных учебно-методических объединений, за счет увеличения количества представителей работодателей в их составе, придаст новый вектор развития профильным объединениям, позволит объединить обучение, практико-ориентированную подготовку и трудоустройство обучающихся в единый трек, в том числе, благодаря участию представителей ФУМО в разработке как федеральных образовательных стандартов, так и профстандартов.

Подводя итоги, В.А. Горенкин обозначил перечень ключевых изменений в системе высшего образования:

– Министерство науки и высшего образования Российской Федерации вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый укрупненный перечень специальностей, отвечающий современным вызовам;

– новая модель высшего образования предполагает выстраивание профессиональной части образовательной программы под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента;

– предельные сроки освоения образовательных программ будут  варьироваться в зависимости от специальностей. В среднем срок обучения составит 5 лет. Будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства срок обучения составит в среднем 4 года;

– в основе государственных образовательных стандартов будет положено единое ядро, состоящее из социогуманитарной и фундаментальной частей. Социгуманитарная часть образовательной программы будет обеспечена едиными федеральными программами дисциплин и фондами оценочных средств, что приведет сокращению количества разрабатываемых преподавателями учебно-методических комплексов дисциплин, а также положительным образом повлияет на показатели академической мобильности обучающихся;

– новый механизм приема из СПО в вузы, с программ специалитета на программы магистратуры (профессиональная и исследовательская магистратуры) обеспечит непрерывность и последовательность оттачивания профессиональных компетенций обучающихся;

– специализированное высшее образование будет сосредоточено в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.